АРАБЕСКИ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: mardugri  
Культурный вакуум
LadyGrayДата: Пятница, 11.02.2011, 13:20 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 69
Репутация: 0
Статус: Offline
Вот такой коммент перенесла сюда с Родник-Дамаск, там он пока интереса не вызвал (автора уведомила в привате на всякий случай.. мало ли)

Quote
tatiana:Кто может взять на себя смелость высказать хотя бы одно суждение о сирийской современной культуре? Проблема в том и состоит, что, оторвавшись от русской традиции( для многих еще советской),никто или мало кто вошел в местную культурную среду. Благогдаря телевидению,интернету и библиотеке,кто как может пытается заполнить вакуум, следя за постоянно меняющимся океаном культурных событий в России и мире. Но живя много лет в Сирии, не знаю человека, искренне проявляющего интерес к местной художественной или интеллектуальной культуре ( и не будучи заносчивыми выскочками). Пусть меня поправят те, кому есть что возразить. Интересно мнение по этому поводу би-язычного инициатора дискуссии, смотрящему на проблему, к тому же ,через призму третьей культуры...

(би-язычный инициатор - Рамез)
 
demashkieДата: Воскресенье, 13.02.2011, 18:37 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 547
Репутация: 3
Статус: Offline
Не пресловутый ли социокультурный вакуум (в стране проживания) толкает на интернет-панель?

НЕ ВРИ И НЕ БОЙСЯ.
 
LadyGrayДата: Воскресенье, 13.02.2011, 19:27 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 69
Репутация: 0
Статус: Offline
*Очень тонко намекает* Вот ты могла бы описать собственные попытки войти в местную культурную среду.. съемки и проч., и почему не восхотела продолжать, например.
 
demashkieДата: Воскресенье, 13.02.2011, 20:10 | Сообщение # 4
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 547
Репутация: 3
Статус: Offline
LadyGray,
Quote
могла бы описать собственные попытки войти в местную культурную среду.. съемки и проч., и почему не восхотела продолжать, например.

Ты уверена, что попытка – не пытка?:)


НЕ ВРИ И НЕ БОЙСЯ.
 
demashkieДата: Вторник, 15.02.2011, 12:42 | Сообщение # 5
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 547
Репутация: 3
Статус: Offline
LadyGray,
Quote
Вот ты могла бы описать собственные попытки войти в местную культурную среду.. съемки и проч.,

Во-первых, излагать - рука отвалится, а во-вторых, вспоминалки будут недобрые. Меня уж и без того в бабы злобные
бабы добрые
записали! wink


НЕ ВРИ И НЕ БОЙСЯ.
 
ValiriДата: Пятница, 18.02.2011, 03:23 | Сообщение # 6
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 568
Статус: Offline
Quote (LadyGray)
Но живя много лет в Сирии, не знаю человека, искренне проявляющего интерес к местной художественной или интеллектуальной культуре

Художественная культура Сирии вызывает мало интереса, поскольку в большинстве своих образцов вторична. Это не исключает полностью ростков самобытности, или наличия талантливых художников - они есть. Но, как говорится * если в Париже идёт дождь, здесь открывают зонтики*. Бездумное следование современным западным формалистическим течениям в изобразительном искусстве, иногда просто профанация, непрофессионализм, отсутствие как такового института художественной критики, низкий престиж профессии (а это само по себе много говорит об уровне культуры общества вообще) - вот только часть причин нынешнего положения дел в *изящных искусствах*, это если не поминать неодобрение исламом на протяжении веков изображения людей и природы (отсюда слабость изобразительной традиции). Страна не даром причислена к развивающимся и в культурном отношении тоже, причины отставания - колониализм, сложное историческое наследие.
В художественные вузы устремляются те, кто недобрал баллы для зачисления на медицинский и другие престижные факультеты. И вот из этого *сухого остатка* комиссия вычленяет тех, кто хоть чуть-чуть лучше рисует. Хотя и считается, что научить рисовать можно кого угодно, этот *кто угодно* художником никогда не станет, в лучшем случае ремесленником.. а эту грань здесь мало кто чувствует.
Но это так всё, по поверхности в общем.

Кстати, когда жила в Москве, не могу сказать, что часто ходила в театры, или на выставки и концерты... Но в России нас просто окружало культурное поле, всё было им пронизано, и мы легко им дышали... а здесь это поле чужое, даже чуждое, и чтобы оно проникало внутрь, чтобы любые культурные достижения, пусть даже незначительные, волновали и радовали - надо здесь родиться. Вообще-то от души надеюсь, что у сирийской культуры всё впереди.

 
doremiДата: Пятница, 18.02.2011, 12:39 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Репутация: 3
Статус: Offline
Quote (Valiri)
а здесь это поле чужое, даже чуждое, и чтобы оно проникало внутрь, чтобы любые культурные достижения, пусть даже незначительные, волновали и радовали - надо здесь родиться.

Когда-то здесь высокая культура
цвела:
Афамия, Пальмира, Угарит…
Да, взгляду нашему сейчас не угодит
арабский быт, арабская скульптура.
Мы чужаки здесь! Европейский вкус
не примет красоты напевов здешних:
наш слух не ловит за покровом внешним
глубинных сфер вселенских ровный пульс.

Сообщение отредактировал doremi - Воскресенье, 20.02.2011, 20:50
 
doremiДата: Пятница, 18.02.2011, 12:52 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Репутация: 3
Статус: Offline
Размышлизмы одного блогера - maximus101, которые в некотором роде объясняет в какой области искусств арабская культура сильнее европейской и почему.

Поэзия пустынь

Нет бога кроме Аллаха…

Очень часто можно слышать противоречивые мнения об отличиях в религиях и верованиях разных народов. Но редко, кто понимает причины этих отличий, самая распространенная « идея» это то, что мол некоторые народы неполноценны от природы – вот и повыдумывали себе черти что.
В этом маленьком эссе, я хочу поделиться своими мыслями о природе монотеизма, возникшего на Ближнем Востоке.

И главное о связи этого явления с окружающим ландшафтом. Три мировые монотеистические религии иудаизм, христианство и ислам появились в регионе в большей степени состоящим из пустынь. Может показаться, что это различные религии, но в их основе лежит один главный смысл – вера в единого бога. Появились они в разное время, но на одной и той же территории. И это главное, что их объединяет.

Окружающий ландшафт – создал весь мировой монотеизм. Эти бесконечные пустыни и продуваемые ветрами равнины. Здесь у людей не возникало сомнений по поводу количества богов. Бог может быть только один, это проистекает из естественного восприятия окружающей реальности.

Здесь нет лесов, рек и озер и негде поселить бесчисленное множество божеств. Люди, которые никогда не были в пустыне, хоть сколько-то продолжительное время, никогда не смогут понять это. Нужно очень долго ехать на верблюде или хотя бы на машине, чтобы из-за дня в день наблюдать этот безжизненный ландшафт – песок, дюны, горы, лишенные какой либо растительности. Ты едешь днями, месяцами, годами, а вокруг ничего не меняется, одна только пустота, насколько хватает глаз. Пустота везде, вокруг ничего нет – только мысли в твоей голове…Ты чувствуешь только эту одну, неумолимую силу пустоты и у тебя не возникают сомнения по поводу того, что этих сил может быть несколько и что может быть кто-то или что-то между тобой и этой пустотой. Никого и ничего нет – одни только дюны и барханы до самого горизонта…

Здесь нет ярких зрительных образов и нечего изображать, единственным доступным искусством кочевников пустыни являлась поэзия. Поэт здесь был больше чем поэт, эти люди решали судьбу целых племен – их слушали, им подражали. Древняя поэзия легла в основу всех священных авраамических книг.

Есть много упреков в адрес наиболее последовательной религии единобожия – ислама, мол эта религия очень пессимистична, там нет свободы воли..Да это так.

Когда твой верблюд после длительного перехода собьется с пути, ты окажешься во власти Аллаха, кроме него тебя уже никому не спасти. Ты волен сколько угодно идти вправо или идти влево – на твою судьбу это уже никак не повлияет. Пустыня простирается на сотни километров, здесь невыносимая жара и зыбучие пески, перепады температур разрушают даже камни. Обезвоживание может убить человека за одни сутки. В этой ситуации любые мысли о собственной самостоятельности смешны. Мы все песчинки гонимые ветром, но здесь это осознается особенно остро.

По мере удаления религиозных идей от среды, в которой они возникли, происходило усложнение изначально простых представлений. Города и другой ландшафт меняли способ мышления людей. Первоначальное «пророческое» христианство стало верой в троицу и в многочисленных святых угодников, ислам превратился в духовные поиски суфийских общин, которые наплодили множество своих религиозных персонажей, иудаизм превратился в талмудизм и кабалистику.

И все забыли поэзию пустынь...

Аллах велик!

 
tatianaДата: Воскресенье, 20.02.2011, 11:38 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 1
Статус: Offline
Спасибо за развитие моей реплики в дискуссию( а также за литературные в хорошем смысле зарисовки старого Дамаска -Роуды и Бабтумы)...Готова подписаться под высказванием о художественной культуре и мыслями о связи мототеизма с суровостью местного ландшафта .Нельзя понять любую культуру без понимания природы-психологии-религии.И арабская культура вся сконцентрирована в древней арабской поэзии. Наверное, я оказалась на Востоке, подпав под обаяние героической романтики арабской поэзии( в пересказах моего будущего мужа), когда стихи посылали на смерть не только слушателей, но и самого автора ( известная всем история Мутанабби, спасавшегося от разьяренной толпы преследователей и остановленного своим слугой, обратившимся к нему со словами: не ты ли писал, что тебя знают и меч, и копье, и пустыня и бумага? так почему же ты бежишь? Поэт сказал: проклятье тебе, ты меня убил , вернулся и погиб ,сражаясь..)Это романтическое неразделение жизни и поэзии, и даже подчинение жизни поэзии не может не вдохновлять.." и тут кончается искусство, и дышит почва и судьба...." также, как и истории жизней некоторых суфистов.
К сожалению, европейский мир не знает ни арабской поэзии, ни фолософии, забывая даже то, что Аристотель дошел до нас в арабских переводах. Увы!
 
doremiДата: Воскресенье, 20.02.2011, 20:50 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Репутация: 3
Статус: Offline
Quote (tatiana)
Нельзя понять любую культуру без понимания природы-психологии-религии.

tatiana, я так понимаю, Вы живете в Сирии, и наверное, не один год.

Можете ли Вы сформулировать что Вы поняли и приняли из арабской культуры, погрузившись в реальность здешней жизни.

Нашли ли Вы в этой реальности те признаки, которые в своё время давали такие прекрасные плоды поэзии и философии?

И смогли ли Вы соединить в некое единое душевное пространство то, что оставлено Вами на родине и то, что приобретено в чужих краях?

 
demashkieДата: Понедельник, 21.02.2011, 14:28 | Сообщение # 11
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 547
Репутация: 3
Статус: Offline
tatiana,
Quote
Нельзя понять любую культуру без понимания природы-психологии-религии.

Конечно, чтобы понять, надо идти к источникам; здесь ключ к пониманию. Но... не всегда к приятию.


НЕ ВРИ И НЕ БОЙСЯ.
 
tulipДата: Вторник, 22.02.2011, 10:42 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
demashkie,
Quote
идти к источникам; здесь ключ к пониманию. Но... не всегда к приятию.

Проверено собственным опытом - бытовая культура здесь, ох, как далеко отстоит от, религии, искусства и КУЛЬТУРЫ. Птому много в повседневной жизни вызывает недоумение. sad
 
doremiДата: Вторник, 22.02.2011, 16:15 | Сообщение # 13
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Репутация: 3
Статус: Offline
Quote (tulip)
бытовая культура здесь, ох, как далеко отстоит от, религии, искусства и КУЛЬТУРЫ.

А бытовая культура не только здесь, но и ВЕЗДЕ далеко отстоит от религии, искусства и культуры. Т.к. быт явление всеобщее, а религия, искусство и культура в ее наивысших ипостасях - удел избранных.

Quote (tulip)
много в повседневной жизни вызывает недоумение.

Это всегда так бывает, когда человек одной культуры попадает в мето действия другой культуры. Он, это чужестранец, пытается оценивать своими координатами вещи, которые находятся совсем в координатах других. Это как круглое измерять мокрым.

 
KiraДата: Вторник, 22.02.2011, 18:35 | Сообщение # 14
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 115
Репутация: 3
Статус: Offline
Quote (doremi)
Очень часто можно слышать противоречивые мнения об отличиях в религиях и верованиях разных народов. Но редко, кто понимает причины этих отличий, самая распространенная « идея» это то, что мол некоторые народы неполноценны от природы – вот и повыдумывали себе черти что.

Возникает почему-то мысль о том, что автор здесь слегка лукавит. Во всех практически исследованиях отличий религий и верований разных народов на ПЕРВОЕ место всегда ставятся условия жизни, среда обитания и языковые традиции общества. Каким бы оно ни было - высокоразвитым или живущем в условиях первобытно-общинного строя. Мысль о том , "мало кто это понимает" по меньшей мере, некорректна. Скудный ландшафт не мог привести к развитию монотеизма, это было бы слишком просто. Присутствие в определённое время на просторах описываемого ландшафта огромного количества языческих племён, которые при скудной растительности, отсутствии "лесов, полей и рек" ухитрились обожествлять камни, солнце, ветер и другие явления природы, позволяет утверждать (или попытаться это сделать), что автор снова неправ. Гораздо более скудная, да к тому же очень суровая природа Севера не помешала развиться и сохраниться до нашего времени язычества. Невозможность иметь при себе краски,уголь,а главное полотна для рисования, отсутствие места для их хранения - основная причина того, что именно поэзия, как самая незатратная ,с точки зрения кочевника,заняла главенствующее место в арабском искусстве. Запрет на изображение животных и человека довершил процесс.
 
tatianaДата: Среда, 23.02.2011, 12:35 | Сообщение # 15
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 1
Статус: Offline

Нельзя понять любую культуру,исходя из реальности( если это не культура бытовая).Погрузиться в культуру можно только изучая ее источники и овладев культурными кодами (во-первых, хорошее знание языка, и во-вторых, хорошее знание предмета), иначе это будет суждение домохозяйки. Я не беру на себя ответственность высказаться по поводу современной арабской культуры, ( с чего я и начала). потому что ее не знаю.С древней знакома чуть лучше, благодаря школьной программе детей и профессиональным интересам моего мужа.Считаю, что ей не хватает популяризации ( Мало кто знает, что басни Эзопа, прототип Лафонтена и Крылова, взяты из "Калилы и Димны" Ибн-аль Мукафа, а идея "Божественной комедии" Данте у философа Маарри, жившего за 200лет до него.) Современная же литература из-за длительной культурной изоляции и подавления либеральной мысли находится где-то в зародыше...
Как можно относиться к арабской культуре? ну конечно же с уважением, как к древнему фолианту. Как сказал философ : Запад - есть Запад, а Восток - есть Восток , и они никогда не пересекутся. Также не пересекается и мое физическое нахождение на Востоке, мысленное на Западе, даже если вертишь в руках какую-нибудь древнюю шкатулку, украшенную арабеском ;)

 
doremiДата: Среда, 23.02.2011, 12:59 | Сообщение # 16
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 181
Репутация: 3
Статус: Offline
Quote (tatiana)
С древней знакома чуть лучше, благодаря школьной программе детей и профессиональным интересам моего мужа.Считаю, что ей не хватает популяризации

tatiana, предлагаю начать эту популяризацию "здесь и сейчас". И пусть не смущает Вас то, что читателей пока немного, ведь ничего не бывает сразу: всегда все прибывает лишь капля по капле.

tatiana, напишите небольшие очерки о том, что знаете сами. Выложите их ввиде статей (там есть опция "моя статья"). Я бы, честно говоря, почитала бы экскурс в древнюю арабскую поэзия с большим интересом особенно. Заранее благодарна, если Вы мое предложение примете.

 
tulipДата: Среда, 23.02.2011, 15:33 | Сообщение # 17
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
tatiana,
Quote
Также не пересекается и мое физическое нахождение на Востоке, мысленное на Западе, даже если вертишь в руках какую-нибудь древнюю шкатулку, украшенную арабеском wink

Та же история... cry

 
tatianaДата: Среда, 23.02.2011, 15:51 | Сообщение # 18
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 1
Статус: Offline
...Скудный ландшафт не мог привести к развитию монотеизма, это было бы слишком просто....
Хочу возразить. Монотеизм развился из монолатрии- веры в интегральную единую духовную силу -, куда относятся и верования народов севера- шаманизм, и зороастризм и вавилонское многобожие под верховным руководством главного божества Мардука. Это наследие вынесли древние евреи из вавилонского плена. Но окончательно идея единобожия, провозглашенная Моисеем, была заимствована из древнеегипетской идеи единого бога Амона, возобладавшая на короткое время правления фараона Эхнатона, и приподнесенная Моисеем своему народу , как завет его с Богом. И далее развитая Талмудом, Библией и Кораном. Все это можно проследить в развитии....Как известно, ислам- последняя и ,завершающая цикл монотеизма, аврамическая религия.
Но если посмотреть на географию ислама, то от Марокко до Афганистана его территория- это степь и пустыня. Там. где заканчивается желтый цвет на карте, заканчивается ислам. На самом деле, это- религия кочевников.
Интересен тот факт, что нападавшие на древнюю Русь племена монголов( так называемое монголо-татарское иго,ужасы которого сильно преувеличены,) были языческие, но отличались большой веротерпимостью как по отношению к принявшим уже христианство русичам и обьединяясь с ним браками, так и к принявшим мусульманство ,волжским булгарам. И когда при конце правления Батыя, встал вопрос о единой религии, победил ислам, хотя жена и сын Батыя были несторианцы. ...То есть, победила религия более близкая им по духу, религия кочевников и скотоводов, вера в судьбу и предопределение, поэзия пустынь...Как тут не поверить в то, что в пустыне ночью ближе не только звезды, но и бог. Иначе зачем же первые христианские монахи уходили для общения в богом в пустыню египетскую, а у нас христианская обитель называется Оптина Пустынь, Соровская Пустынь..?
 
ValiriДата: Четверг, 24.02.2011, 02:58 | Сообщение # 19
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 568
Статус: Offline
Quote (tatiana)
Это наследие вынесли древние евреи из вавилонского плена.
Простите, но нет. Вавилонский плен состоялся когда иудаизм был уже развит (*500 какой-то* год до н.э.) После подавления восстания против вавилонского протектората в Иудейском царстве , во время которого был разрушен первый храм Яхве, началась серия насильственных переселений еврейского народа в Вавилон, известная нам как *вавилонский плен*, который закончился по указу персидского царя, завоевавшего Вавилон. Вернулась только часть, большое количество евреев всё же предпочли остаться. Во время вавилонского плена был написан талмуд.
Возможно, Вы имели в виду *вынесли из Ура Халдейского*, именно оттуда вышло небольшое племя Авраама. Кстати, *религия Авраама* - монотеистическая, предшествующая иудаизму, кое-где в Сирии исповедуется до сих пор, если не ошибаюсь (завтра уточню).
 
mikusiaДата: Пятница, 25.02.2011, 01:44 | Сообщение # 20
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 37
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (tatiana)
не пересекается и мое физическое нахождение на Востоке, мысленное на Западе, даже если вертишь в руках какую-нибудь древнюю шкатулку, украшенную арабеском wink

моё ощущуние жизни здесь точно такое же.Иногда задумываюсь-это- что-то моё личностное?или это - чисто эмигрантское?А может быть все эмигранты так себя чувствуют?И ещё хотелось бы добавить.Мне кажется.что трудности восприятия здешней культуры ,прежде всего,связаны со сложностями с языком.Потому что литературные переводы с большинства языков(как мне кажется)будут максимально приближены к первоисточнику.В то время как переводы с арабского очень сложны.Уж таков этот язык.Каждое слово может иметь десятки смыслов и меняться в зависимости от контекста.Я училась в магаде для иностранцев.При чтении литературных произведений (это известно также многим ,у кого дети заканчивали арабские школы) преподпватели обьясняли и переводили почти каждое слово.Это и понятно,ведь мы же иностранцы.Но!Когда мы изучали доисламских древних поэтов ,нам тоже переводили каждое слово,но уже с древнеарабского на современный язык.Я хочу сказать,что знакомиться с первоисточниками арабской культуры невероятно сложно нам,владеющим простым разговорным языком.Тогда как мы можем хотя бы чуть чуть приблизиться к корням этой великой(в прошлом)культуры?Даже если очень этого захотим.
 
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024