Как хочется: все -- с чистого листа! Постичь прожилок суть, не изменяя Простым предначертаньям божества, Прожить. Чтобы любовь земная Мостом к небесной благости была. Но в пору одичалых листобоев, Дрожа и рот кусая до бела, Не знаешь, что своей назвать судьбою. НЕ ВРИ И НЕ БОЙСЯ.
Дата: Понедельник, 06.06.2011, 22:38 | Сообщение # 42
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 568
Статус: Offline
В честь Дня Рождения Александра Сергеича..
СЦЕНА ИЗ ФАУСТА. БЕРЕГ МОРЯ. ФАУСТ И МЕФИСТОФЕЛЬ
Ф а у с т
Мне скучно, бес.
М е ф и с т о ф е л ь
Что делать, Фауст? Таков вам положен предел, Его ж никто не преступает. Вся тварь разумная скучает: Иной от лени, тот от дел; Кто верит, кто утратил веру; Тот насладиться не успел, Тот насладился через меру, И всяк зевает да живет — И всех вас гроб, зевая, ждет. Зевай и ты.
Ф а у с т
Сухая шутка! Найди мне способ как-нибудь Рассеяться.
М е ф и с т о ф е л ь
Доволен будь Ты доказательством рассудка. В своем альбоме запиши: Fastidium est quies — скука Отдохновение души. Я психолог... о, вот наука!.. Скажи, когда ты не скучал? Подумай, поищи. Тогда ли, Как над Виргилием дремал, А розги ум твой возбуждали? Тогда ль, как розами венчал Ты благосклонных дев веселья И в буйстве шумном посвящал Им пыл вечернего похмелья? Тогда ль, как погрузился ты В великодушные мечты, В пучину темную науки? Но, помнится, тогда со скуки, Как арлекина, из огня Ты вызвал наконец меня. Я мелким бесом извивался, Развеселить тебя старался, Возил и к ведьмам и к духам, И что же? всё по пустякам. Желал ты славы — и добился, Хотел влюбиться — и влюбился. Ты с жизни взял возможну дань, А был ли счастлив?
Ф а у с т
Перестань, Не растравляй мне язвы тайной. В глубоком знанье жизни нет — Я проклял знаний ложный свет, А слава... луч ее случайный Неуловим. Мирская честь Бессмысленна, как сон... Но есть Прямое благо: сочетанье Двух душ...
М е ф и с т о ф е л ь
И первое свиданье, Не правда ль? Но нельзя ль узнать, Кого изволишь поминать, Не Гретхен ли?
Ф а у с т
О сон чудесный! О пламя чистое любви! Там, там — где тень, где шум древесный, Где сладко-звонкие струи — Там, на груди ее прелестной Покоя томную главу, Я счастлив был...
М е ф и с т о ф е л ь
Творец небесный! Ты бредишь, Фауст, наяву! Услужливым воспоминаньем Себя обманываешь ты. Не я ль тебе своим стараньем Доставил чудо красоты? И в час полуночи глубокой С тобою свел ее? Тогда Плодами своего труда Я забавлялся одинокий, Как вы вдвоем — всё помню я. Когда красавица твоя Была в восторге, в упоенье, Ты беспокойною душой Уж погружался в размышленье (А доказали мы с тобой, Что размышленье — скуки семя). И знаешь ли, философ мой, Что думал ты в такое время, Когда не думает никто? Сказать ли?
Ф а у с т
Говори. Ну, что?
М е ф и с т о ф е л ь
Ты думал: агнец мой послушный! Как жадно я тебя желал! Как хитро в деве простодушной Я грезы сердца возмущал! Любви невольной, бескорыстной Невинно предалась она... Что ж грудь моя теперь полна Тоской и скукой ненавистной?.. На жертву прихоти моей Гляжу, упившись наслажденьем, С неодолимым отвращеньем: Так безрасчетный дуралей, Вотще решась на злое дело, Зарезав нищего в лесу, Бранит ободранное тело; Так на продажную красу, Насытясь ею торопливо, Разврат косится боязливо... Потом из этого всего Одно ты вывел заключенье...
Ф а у с т
Сокройся, адское творенье! Беги от взора моего!
М е ф и с т о ф е л ь
Изволь. Задай лишь мне задачу: Без дела, знаешь, от тебя Не смею отлучаться я — Я даром времени не трачу.
Ф а у с т
Что там белеет? говори.
М е ф и с т о ф е л ь
Корабль испанский трехмачтовый, Пристать в Голландию готовый: На нем мерзавцев сотни три, Две обезьяны, бочки злата, Да груз богатый шоколата, Да модная болезнь: она Недавно вам подарена.
* * * Одиночество гонит меня От порога к порогу - В яркий сумрак огня. Есть товарищи у меня, Слава богу! Есть товарищи у меня!
Одиночество гонит меня На вокзалы, пропахшие воблой, Улыбнется буфетчицей доброй, Засмеется, разбитым стаканом звеня. Одиночество гонит меня В комбинированные вагоны, Разговор затевает Бессонный, С головой накрывает, Как заспанная простыня.
Одиночество гонит меня. Я стою, Елку в доме чужом наряжая, Но не радует радость чужая Одинокую душу мою. Я пою. Одиночество гонит меня В путь-дорогу, В сумрак ночи и в сумерки дня. Есть товарищи у меня, Слава богу! Есть товарищи у меня. НЕ ВРИ И НЕ БОЙСЯ.
Сообщение отредактировал demashkie - Среда, 08.06.2011, 13:03
Дата: Воскресенье, 25.09.2011, 21:35 | Сообщение # 44
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 568
Статус: Offline
Встретился вот такой вот как бы простой стих, но чем-то цепляет..
“Чертовка-погода - опять собираются тучи, Но бриз океанский полезней любого бальзама!” “А что за корабль на рейде?” - “Голландец. Летучий.” “Летучий Голландец? Да что Вы? Тот самый?” - “Тот самый.”
“А, может быть, всё это ложь?” - “Это правда святая. Он здесь ненадолго, немного застрял на погрузке.” “Он правда летал?” - “Говорили. Давно не летает.” “Он точно голландец?” - “Не знаю, но пьёт словно русский.”
“Сказали, он - демон!” – “Спросите у тех, кто сказали.” “Но как же людская молва?” - “Пропади она прахом!” “А он убивал?” - “Только скуку и чёрную зависть.” “А те, что погибли?” - “Они погибали от страха
И сила скорее в уме, а не в верном кинжале.” “Но шторм - это вам не рисунок на тонком картоне! И корпус не нов и его паруса обветшали!” “Покуда корабль мечтает - он вряд ли утонет.”
“Какой он наивный!” - “Скорее упрямый, упёртый.” “Он что, сумасшедший?” - “Едва ли, причина другая.” “Кого-то боится, считаете - бога ли, чёрта?” “Да нет - ни того, ни другого. Себя, полагаю.
Он - то умудрённый старик, то малыш годовалый И любит веселье, истории знает смешные.”
“Куда ему в море? Не выдержит первого вала!” “Он выдержит первый. И пятый. И все остальные.”
“Выходит, что он безрассудный?” - “Скорее отважный.” “Не слишком приветлив?” - “Порой молчаливый и странный.” “Он может сюда не вернуться?“ - “А это не важно - Чем гнить на земле, так уж лучше на дне океана.
Уходит куда-то надолго, приходит усталый, А в трюме - ни леса, ни меха, ни уса китова.” “Богатый, небось?” - “Нет, богатство к нему не пристало.” “Так он не купец, не разбойник, не пастырь? А кто он?
Отважный моряк - укротитель зелёного змея? Скитался по белому свету и что в результате - Ни славы, ни денег, ни почестей! Что он имеет? Он просто безумец!” - “Не думаю. Просто мечтатель.”
“Выходит, что не уважает ни чёрта, ни бога?” “Бог - то, что в тебе. Hо и чёрт неотвязчив как муха.” “А в трюмах, наверное, водка?” - “Она, но немного. Скорей для лечения ран, чем лечения духа.
Земля для него как пустыня - глухая, немая. Давления суши душа не выносит морская.” “И он уплывёт?” - “Он уже паруса поднимает.” “И он полетит? Вы уверены?” - “Я допускаю.
Не выпадет чайке проснуться болотною выпью, Не светит матросу роскошная шляпа из фетра... Он снова уходит - ну что же, давайте-ка выпьем! Семь футов под килем ему и попутного ветра!”
Дата: Понедельник, 28.11.2011, 12:39 | Сообщение # 46
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 568
Статус: Offline
Александр Блок , величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма, литературного направления, оказавшего глубокое влияние на всю последующую русскую и мировую литературу.
А. Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. Поскольку родители разошлись, с трех лет Блок жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к "сливкам" петербургской интеллигенции. Постоянное вращение в богемной среде сформировало особенное мировосприятие Блока, проявившееся в будущем в его литературе. Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни.
В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д.И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.
Первый сборник поэм Блока "Стихи о прекрасной даме", 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии.
В следующих поэтических сборниках Блока, "Город", 1908, и "Снежная маска", 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку.
Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном "Возмездии", 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть. Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы "Родина" и "Скифы". В "Скифах" Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу.
Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма "Двенадцать", 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.
Александр Блок умер 7 августа 1921 года в Петербурге, оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти.
Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,- плакал ребенок О том, что никто не придет назад.